МНОГОЦЕЛЕВОЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ФОТОВИДЕОФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗИМУТ»
Изменение законодательства РФ в части возможности использования средств видеоконтроля для фиксации нарушений правил дорожного движения в 2008 г. вызвало бурный рост систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Опыт внедрения и эксплуатации данных систем позволил в настоящее время определить необходимые параметры работы систем и доработать правовую базу их применения, что привело к ужесточению требований, предъявляемых к данным системам, особенно по части точности и надежности работы.
Учитывая новые требования и актуальную нормативную базу, Пермским производителем ООО «ТБДД» разработан многоцелевой универсальный фотовидеофиксатор нарушений ПДД — комплекс измерительный программно-технический (КИПТ) «Азимут». КИПТ «Азимут» имеет уникальную совокупность характеристик, одновременно демонстрируя высокую точность измерения скорости и распознавания государственных регистрационных знаков (ГРЗ), универсальность, выражающуюся в фиксации широкого спектра нарушений ПДД с предоставлением необходимой доказательной базы и возможность подключения новых типов нарушений, основываясь на сформированной доказательной базе.
ОПИСАНИЕ
Комплекс КИПТ «Азимут» предназначен для:
- Автоматического распознавания ГРЗ транспортных средств (ТС), находящихся в зоне контроля Комплекса.
- Измерения скорости движения ТС при пересечении зоны контроля; при движении по измерительному участку протяженностью 500-5000 м.
- Автоматического формирования материалов для фиксации нарушений ПДД, перечисленных в таблице административных правонарушений согласно КоАП РФ.
№ | Статья КоАП | Название |
1 | 12.9 ч.1,2,3,4 | Превышение установленной скорости движения ТС |
2 | 12.10 ч.1 | Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора |
3 | 12.12 | Проезд на запрещающий сигнал светофора |
4 | 12.15 ч.2 | Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД |
5 | 12.15 ч.3 | Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия |
6 | 12.15 ч.4 | Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 настоящей статьи |
7 | 12.16 ч.1 | Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы |
8 | 12.16 ч.2 | Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги |
9 | 12.16 ч.3 | Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением |
10 | 12.18 | Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения |
11 | 12.19 ч.1 | Нарушение правил остановки или стоянки ТС |
12 | 12.28 | Нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах (скорость) |
СОСТАВ КОМПЛЕКСА
Комплекс конструктивно состоит из вычислительного модуля, выносных модулей телевизионных (ТВ) датчиков детализирующих или модулей ТВ датчиков поворотных, модулей ТВ датчиков обзорных, инфракрасной (ИК) системы освещения и модуля синхронизации со светофорным объектом.
Вычислительный модуль представляет собой специализированный компьютер, выполненный в защитном термостабилизированном корпусе и предназначенный для установки вне помещений, в непосредственной близости от перекрестка или контролируемого участка проезжей части. В базовой комплектации вычислительный модуль устанавливается в вандалозащищенном наземном шкафу.
Модуль ТВ датчика предназначен для формирования цветного или черно-белого изображения проезжей части дороги, по которой движутся ТС. Изображение с модуля ТВ датчика передается для обработки на вычислительный модуль. Для работы в темное время суток комплекс комплектуется системой освещения, состоящей из ИК-прожекторов и интеллектуального модуля управления системой освещения (ИМУСО). Модуль синхронизации с контроллером светофорного объекта обеспечивает включение режима видеофиксации проезда транспортных средств перекрестка или иной зоны контроля комплекса на запрещающий сигнал светофора одновременно с запрещающим сигналом светофора. Модуль совместим с любым типом светофорного контроллера.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Вычислительный модуль осуществляет оцифровку видеосигнала, поступающего от аналогового телевизионного датчика комплекса. В оцифрованном кадре изображения вычислительный модуль определяет объект (автомобиль) с государственным регистрационным знаком, осуществляет распознавание ГРЗ, по скорости его передвижения в кадре рассчитывает скорость движения транспортного средства. Другие нарушения ПДД фиксируются по факту или по факту и времени нахождения ТС в зоне контроля Комплекса.
Дополнительно Комплекс имеет возможность фиксации превышения скорости при движении по измерительному участку протяженностью 500-5000 м.
Для измерения временных интервалов и присвоения формируемым фото и видео материалам точных меток времени Комплекс оснащен приемной аппаратурой ГНСС ГЛОНАСС/GPS, осуществляющей прием данных о точном времени и географических координатах Комплекса.
Основным способом монтажа является автономная установка прибора в вандалозащищенном шкафу рядом с опорой под ТВ датчики. При этом используется постоянный канал связи, по которому полученные видеозаписи автоматически передаются на центральный сервер.
Возможна запись видеофрагментов на ноутбук из подъехавшего автомобиля по беспроводной связи и последующая доставка записей на сервер обработки и хранения информации о нарушениях ПДД.
Автоматическая видеофиксация фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам
Для фиксации фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам к вычислительному модулю видеофиксатора КИПТ «Азимут» подключаются: обзорные телевизионные датчики для отражения общей картины на переходе и фиксации выхода и нахождения пешехода на проезжей части, а также детализирующие телевизионные датчики, фиксирующие ГРЗ проходящих ТС.
При обнаружении в зоне контроля комплекса пешехода и транспортного средства одновременно КИПТ «Азимут» формирует последовательность кадров с данным транспортным средством, при этом транспортное средство считается нарушителем, если пешеходу была создана помеха в движении. Далее информация о нарушении передается для обработки в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД.
Автоматическая видеофиксация фактов поворота налево в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги при проезде перекрестка.
Для выявления поворота налево в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги при проезде перекрестка, к вычислительному модулю КИПТ «Азимут» подключаются телевизионные датчики: обзорные для отражения общей картины на участке улицы и детализирующие для получения крупного изображения автомобиля-нарушителя с распознанным ГРЗ.
Нарушение фиксируется, если транспортное средство будет обнаружено последовательно в двух зонах контроля. Первая зона расположена при въезде на перекресток (фургон в крайне левом ряду рис.1), вторая — в зоне выполнения запрещенного маневра (тот же фургон во второй зоне контроля рис 4.). Кроме того формируется последовательность изображений фиксирующая процесс нарушения в виде видеоролика, который так же сохраняется в качестве доказательной базы (рис.2 и рис.З).
Далее информация о нарушении передается для обработки в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД.
Автоматическая видеофиксация фактов нарушения правил движения через железнодорожные пути
Для фиксации фактов нарушение ПДД при движении через железнодорожные пути в части контроля выезда на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора к вычислительному модулю КИПТ «Азимут» подключаются телевизионные датчики: обзорные для отражения общей картины на железнодорожном переезде (фото справа) и детализирующие для получения крупного изображения автомобиля-нарушителя, находящегося в зоне контроля комплекса, с распознанным ГРЗ (фото слева).
Вычислительный модуль КИПТ «Азимут» обеспечивает синхронизацию с контроллером светофорного объекта, то есть режим видеофиксации проезда транспортных средств железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора включается одновременно с запрещающим сигналом светофора. В случае нахождения транспортного средства в зоне контроля Комплекса при включенном запрещающем сигнале светофора КИПТ «Азимут» автоматически формирует материал об административном правонарушении, который для обработки передается в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД.
Автоматическая видеофиксация фактов нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств
Для выявления нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств к вычислительному модулю КИПТ «Азимут» подключаются телевизионные датчики: обзорные для отражения общей картины на участке улицы и поворотные для получения крупного изображения автомобиля-нарушителя. При обнаружении в зоне контроля комплекса транспортного средства стоящего более 5 минут, транспортное средство считается нарушителем, и КИПТ «Азимут» формирует последовательность кадров с данным транспортным средством.
На этапе настройки поворотного ТВ датчика задается некоторое количество предустановок (пресетов) таким образом, чтобы каждая предустановка образовывала зону контроля непосредственно на контролируемом участке дороги, а все зоны контроля образовывали единое поле зрения, покрывающее весь контролируемый участок. Поворотный ТВ датчик настраивается на весь контролируемый участок дороги. В режиме работы поворотный ТВ датчик последовательно перемещается по предустановкам, а программное обеспечение КИПТ «Азимут» распознает ГРЗ, попавшие в поле зрения камеры. В том случае, если государственный регистрационный знак автомобиля был распознан 2 и более раз за 5 минут, автомобиль считается нарушителем, и программное обеспечение КИПТ «Азимут» сохраняет последовательность кадров и автоматически формирует материал об административном правонарушении, который для обработки передается в ЦАФАП.